ПРЕД. |
3.2. Основные понятия режима "Обработка"
|
3.2.10. Управление цветом
Darktable использует в рабочем процессе полное управление цветом:
- Спецификации входных цветов берутся из встроенных или предоставленных пользователем профилей ICC или - в случае raw файлов - из библиотеки цветных матриц камеры.
- Darktable автоматически считывает профиль вашего монитора (если он правильно настроен) для точной цветопередачи на экране. Полностью поддерживается настройка нескольких экранов, если системная служба, например, colord, находится на своем месте и правильно настроена для информирования приложения о правильном профиле каждого монитора.
- Выходные файлы могут быть закодированы в одном из встроенных профилей darktable, таких как sRGB [http://en.wikipedia.org/wiki/SRGB] или AdobeRGB (совместимый) [http://en.wikipedia.org/wi-ki/Adobergb], или в любом другом цветовом пространстве, которое пользователь установить в darktable в качестве профиля ICC.
3.2.10.1. Цветовой профиль монитора
Для того чтобы darktable точно отображал цвета на экране, он должен найти правильный профиль вашего монитора. В целом для этого требуется, чтобы ваш монитор был откалиброван и профилирован, и для его работы в вашей системе должен быть установлен правильный профиль. Darktable запрашивает у Atom X-display сервера, а также у системы управления цветовыми профилями colord (если доступна), правильный профиль. При необходимости вы можете применить метод получения профиля в диалоговом окне настроек интерфейса (см. раздел 8.1, "Настройки интерфейса").
Чтобы проверить конфигурацию вашего профиля монитора, вы можете вызвать бинарный файл darktable-cmstest, который отображает полезную информацию, такую как имя профиля для каждого монитора, и сообщает вам, правильно ли настроена система (см. раздел 1.1.6, "Бинарный файл darktable-cmstest").
В редких случаях вам может потребоваться вручную выбрать профиль отображения. Это можно сделать из диалоговых окон программной цветопробы и проверки цветового охвата в режиме "Обработка" (см. раздел 3.3.9.5, "Программная цветопроба" и раздел 3.3.9.6, "Проверка цветового охвата") и из диалогового окна установки профиля монитора в режиме "Обзор" (см. раздел 2.1, "Обзор").
3.2.10.2. Методы рендеринга
Параметр конфигурации "Всегда использовать LittleCMS v2, применяя ICC-профиль вывода" в основных настройках darktable (см. раздел 8.2, "Основные настройки") определяет, как отображаются цвета.
Darktable может отображать цвета либо с помощью внутренних алгоритмов, либо с помощью внешней библиотеки LittleCMS2 [http://www.littlecms.com/]. Внутренний метод darktable на порядок быстрее, чем внешний. Внешний метод предлагает вам выбор способа рендеринга и может обеспечивать более высокую точность в некоторых случаях.
Обратите внимание, что если ICC-профиль основан на LUT или содержит, LUT и матричный профиль, то darktable будет использовать LittleCMS 2 для отображения цветов независимо от значения параметра конфигурации.
3.2.10.3. Способ рендеринга
Если рендеринг с LittleCMS2 активирован (см. раздел 3.2.10.2, "Методы рендеринга"), вы можете определить, как будут обрабатываться цвета вне диапазона при преобразовании цветовых пространств. Поле выбора профиля на панели "Экспорт выбранного" (см. раздел 2.3.12, "Экспорт выбранного"), модуль "ICC-профиль вывода" (см. раздел 3.4.3.3, "ICC-профиль вывода") и использование программной цветопробы (см. раздел 3.3.9.5 , "Программная цветопроба") дает вам выбор следующих способов рендеринга:
Воспринимаемая |
Подходит для фотографий, поскольку поддерживает относительное положение цветов. Обычно это лучший выбор. |
Отн. колометическая |
Цвета вне диапазона преобразуются в цвета, имеющие туже яркость, но другую насыщенность. Другие цвета остаются неизмененными. |
Насыщенная |
Насыщенность сохраняется, но яркость слегка изменяется. |
Абс. колориметрическая | Сохраняет белую точку. |
3.2.10.4. Цветовые пространства
Входные изображения darktable - это либо RGB-файлы (например, JPEG или TIFF), либо raw-файлы камеры – оба вида представляют цвета комбинацией красного, зеленого и синего. Большая часть модулей darktable работает в цветовом пространстве CIELAB [https://ru.wikipedia.org/wiki/LAB][http://en.wikipedia.org/wiki/Lab_color_space] (часто называемом просто "Lab"), который описывает цвет как комбинацию данных о яркости (L) и точку в цветовой плоскости a-b. Итоговый вывод конвейера обработки изображений снова находится в RGB, либо подготовлен для отображения на мониторе, либо для сохранения в выходной файл.
Этот процесс подразумевает, что пиксельный конвейер имеет два этапа преобразования цвета: входной цветовой профиль и выходной цветовой профиль. Кроме того, для raw-файлов используется дополнительный шаг - демозаика, на котором цвет каждого пикселя воссоздаётся путем интерполяции из данных сенсора камеры.
Каждый модуль имеет фиксированное положение в пиксельном конвейере, зная это, можно узнать в каком цветовом пространстве используется модуль:
До демозаики
|
Изображение находится в raw-формате с латентными цветами. Каждый пиксель содержит информацию о яркости и цвете только для одного базового цвета. Имейте в виду, что некоторые из модулей этого этапа могут работать с raw-файлами, подобно работе с форматом RGB, используя информацию обо всех трех цветовых каналах из данных сенсора камеры.
|
Между демозаикой и входным цветовым профилем
|
Изображение находится в формате RGB в цветовом пространстве конкретной камеры или входного файла.
|
Между входным цветовым профилем и выходным цветовым профилем
|
Изображение находится в формате Lab. Это очень большое универсальное цветовое пространство, которое охватывает все цвета, видимые человеческому глазу (и даже больше). Поскольку darktable обрабатывает изображения в 4х32-битных пиксельных буферах с плавающей точкой, то при обработке в цветовом пространство Lab мы не рискуем столкнуться с проявлением бандинга и пастеризации.
|
После выходного цветового профиля
|
Изображение находится в формате RGB, как определено выбранным отображением или профилем ICC.
|
3.2.10.5. Цвета вне диапазона цветового пространства
Теоретически отдельные характеристики цвета ограничиваются определенными минимальными и максимальными значениями. Например, интенсивность одного из цветовых каналов красного, зеленого или синего в RGB может быть в диапазоне от 0% до 100% (или от 0,0 до 1,0). Аналогично, L-канал в Lab может быть принимать значения от 0 (чистый черный) и до 100 (чистый белый).
Иногда на практике шаги обработки изображений в модулях darktable могут приводить к значениям, которые лежат вне этих ограниченных диапазонов. На самом деле даже хорошо установленные цветовые матрицы, которые преобразуют RGB из камеры в Lab, могут иногда приводить к пикселям с отрицательными значениями L.
Говорят, что пиксели с такими значениями имеют "цвета вне диапазона". Можно было зажать (обрезать, ограничить) эти значения до допустимого диапазона на каждом этапе обработки. Однако было обнаружено, что гораздо предпочтительнее и меньше появляется артефактов, если не зажимать это значения, а относиться к ним точно так же, как и к любым другим данным.
В darktable нет никаких технических требований для зажатия значений. Из-за того, что используется арифметика с плавающей точкой для всех этапов обработки, значения вне диапазона могут передаваться дальше, как и любое другое значение, до тех пор, пока окончательный модуль преобразования цвета не будет уверен в том, что они будут переданы в наиболее предпочтительный цвет в выбранном цветовом пространстве вывода. Поэтому darktable позволяет избежать зажатия, насколько позволяют базовые алгоритмы.
3.2.10.6. Возможные цветовые артефакты
Тем не менее, существуют редкие ситуации, которые все еще могут привести к проблемным результатам, если пользователь не предпримет каких-либо действий. Некоторые модули в цветовом пространстве Lab, например, "Уровни" и "Обесцвечивание", полагаются на то, что L-каналы содержат всю информацию о яркости, а каналы a и b представляют собой только насыщенность и оттенок. Цвета вне диапазона с отрицательными значениями L особенно проблематичны для этих модулей и могут привести к появлению черных пиксельных артефактов.
Было обнаружено, что сильно насыщенные синие источники света в кадре изображения являются основными кандидатами на пиксели с отрицательными значениями L. Если вы занимаетесь сценической фотографией, вы должны обратить пристальное внимание на такие области изображения.
Чтобы смягчить эту проблему, модуль "ICC-профиль камеры" (см. раздел 3.4.3.11, "ICC-профиль камеры") имеет опцию "Обрезка цветового охвата". По умолчанию опция отключена, но может быть активирована, если вы наблюдаете артефакты. В зависимости от настроек, цвета ограничиваются одним из предлагаемых RGB-диапазонов. Фактически, черные пиксельные артефакты предотвращаются за счет потери некоторой цветовой динамики. См. раздел 3.4.3.11, "ICC-профиль камеры" для примера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий